(фрагмент из книги Карен Оверолл "Клинические методы коррекции поведения собак и кошек" ).
Раннее развитие поведения у собаки
О развитии нормального поведения собак известно гораздо больше, чем про кошек. Это следствие ошибочных, на мой взгляд, представлений о том, что собаки– более социальные животные, чем кошки. Большая часть данных по этому вопросу получена при содержании их в лабораторных условиях или в питомниках, занимающихся обучением служебных собак.
В конце 1940-х и начале 1950-х годов много внимания уделялось не только подготовке служебных собак – для поисково-спасательных работ и помощи инвалидам (в первую очередь, слабовидящим), – но и разведению пород собак, предрасположенных к необычным формам поведения, поскольку число любителей дог-шоу постоянно увеличивалось. В это время Дж. Скотт (J . P . Scott) с коллегами создал лабораторную колонию собак, у которых подробнейшим образом исследовали стадии развития отдельных форм поведения в онтогенезе. Одновременно в Европе была проведена работа на немецких овчарках, которых намеревались использовать в первую очередь для поисков и спасения людей. В дополнение к индивидуальной изменчивости в пределах помета и различиям между пометами, Скотт и его сотрудники учитывали также межпородные различия в интенсивности проявления некоторых форм поведения – различия, связанные с тем, что в процессе создания пород селекция велась по разным рабочим качествам. Именно поэтому в колонию были включены собаки разных пород: бигли, бассенджи, кокер-спаниели, фокстерьеры, коллии скотч-терьеры. Данные породы собак были выведены для выполнения разных, специфических для каждой из них задач, но в то же время все эти собаки невелики по размерам, что позволяло легко справляться с ними при работе в лабораторных условиях. В следующем разделе будут изложены полученные Скоттом результаты и обсуждено их значение применительно к проблеме развития поведенческих нарушений у собак.
Общие результаты исследований в лаборатории Бар-Харбор
С момента рождения до двухнедельного возраста у щенков развивается обонятельная, тактильная и температурная чувствительность. Примерно в 2-3-недельном возрасте у них открываются глаза, одновременно увеличивается и подвижность. На этой же стадии щенки обнаруживают первые попытки социальных взаимодействий.
До появления работ Скотта с коллегами было принято считать, что в возрасте 3-12 недель щенки проявляют то, что называется «максимальными социальными способностями», т.е. наиболее открыты для установления социальных контактов. Если на это время они были изолированы от других собак, то впоследствии хуже взаимодействовали с сородичами. Основная цель исследователей в Бар-Харборе состояла в том, чтобы проверить гипотезу о существовании «критического» периода и определить, как у щенков в этот период вырабатываются реакции на различные типы стимулов. Была разработана стандартная техника наблюдений, и специалисты-наблюдатели изучали щенков, начиная сразу после рождения. Наблюдения за поведением начинались с трехнедельного возраста. Перевод с материнского молока на искусственное вскармливание в этой колонии происходил в возрасте около 7 недель, но щенки до 10 недель оставались с матерью, чтобы отделение от нее не совпадало с изменениями в схеме кормления. К возрасту 12 недель собаки по собственному желанию начинали более активно отбегать от гнезда. Это стало одной из причин, по которой возраст в 12 недель считался концом периода социализации. Исследуемых щенков ежедневно брали на руки для взвешивания. Умеренный стресс и раннее приучение к рукам оказались очень полезными для щенков, так как позволили им в дальнейшем лучше справляться со стрессами. Ханс Селье (1952) отметил положительный эффект раннего умеренного стресса в своей работе по кортикостероидам и уровням стресса, принесшей ему Нобелевскую премию. Этот результат оказался очень важен для заводчиков, так как до этих исследований раннего стресса (ежедневного взятия на руки) старались избегать, чтобы не занести патогенную микрофлору. Хотя в борьбе с инфекциями больше помогает тщательное соблюдение чистоты и правильная схема вакцинации.
Проведенные эксперименты подтвердили, что возраст 3 недели действительно является самым ранним началом «социализации» (Scott , 1970, 1962, 1958). В «переходный период», т.е. с 13-го по 20-й день, у собак улучшается координация движений, открываются глаза, они начинают вздрагивать при сильных звуках. Изменения в двигательных способностях совпадают с прорезыванием зубов (приблизительно к 20-му дню), после чего появляется и виляние хвостом. Были выявлены значительные колебания в сроках развития этих признаков у разных пород (табл. 3-1). Интересно, что форма поведения, способствующая взаимодействию (виляние хвостом), варьировала в несколько меньшей степени, чем характеристики, связанные с физическими особенностями породы. В целом, результаты говорят о том, что щенкам следует контактировать с человеком на самых ранних стадиях их развития, чтобы уменьшить вероятность формирования поведения избегания. Трехнедельные щенки, приведенные на 10 мин в комнату, где находился пассивный наблюдатель, подходили и обследовали его. Сначала такое обследование было нескоординированным. Если щенкам не показывали наблюдателя до 7-недельного возраста, то им требовалось 2 дня, чтобы привыкнуть к человеку и начать приближаться и исследовать его. Если щенков держали в изоляции от людей до 14-недельного возраста, а потом помещали в комнату с пассивным наблюдателем, они к нему не подходили. Эти данные подтвердились и последующими наблюдениями (Bacon , Stanley , 1963, 1970 a ; Freedman et al .,1961; Lore , Eisenberg , 1986). Собакам, не видевшим человека до 14-недельного возраста, требовалось время для привыкания к ручному кормлению ( Bacon , Stanley , 1970 b ). Собаки, содержавшиеся в питомнике более 14 недель, были очень пугливыми и неуверенными в любом другом месте ( Pfaffenberger , Scott , 1959). После того, как у щенков обнаружили эту особенность, всех лабораторных собак стали выпускать на улицу в возрасте от 12 до 14 недель, чтобы помочь им освоиться.
Наряду с этими общими данными, известны и другие различия в развитии щенков разных пород ( Freedman , 1958; Melzack , Scott , 1957). Бигли, пробывшие в полной изоляции в возрасте от 3 до 20 недель, начинали бояться незнакомых людей. Те же, что были только частично изолированы в это время, проявляли снижение активности. Скотч-терьеры, наоборот, после изоляции от 3-й до 20-й недели становились сверхактивными и нечувствительными к боли.
В опытах на щенках биглей, фокстерьеров, шелти и басенджи сравнивали две системы воспитания – потакание (их никогда не наказывали, поощряли активность и взаимодействие с воспитателем) и строгость (ограничивали свободу, всегда заставляли выполнять команду, чтобы получить пищу). Оказалось, что поведенческие реакции на соответствующую физическую коррекцию при предложении пищи у разных пород были разными. Басенджи съедали лакомство независимо от того, потакали им перед этим или держали в строгости. Шелти избегали лакомства независимо от того, как их воспитывали перед этим ( Scott et all ., 1968; Scott , 1968). Фокстерьеры, воспитанные в строгости, брали лакомство, а те, которым потакали, избегали его.
Не все представители каждой из пород одинаково реагировали на одни и те же обстоятельства, даже если они воспитывались в одинаковых условиях ( Elliot , Scott , 1965; Fuller , Clark , 1968). Это убедительно показывает, что не все особи одной породы будут иметь одни и те же особенности поведения, в виду сложности взаимодействия генотипа со средой. Как ни странно, эти взаимодействия генетических и средовых факторов плохо изучены.
Специализация и сенситивные периоды
Результаты работ Скотта и его коллег позволили определить периоды развития собак: в возрасте от 3 до 8 недель собаки хорошо обучаются тому, как им взаимодействовать с другими собаками, между 5 и 7-12 неделями собаки учатся взаимодействовать с людьми, а в период с 10-12 недель до 16-20 недель собаки лучше всего осваивают новые условия окружающей среды. Эти периоды позднее, может быть, не очень удачно, назвали периодами социализации и стали придавать им слишком большое значение.
Концепция периодов развития была схожа с идеей чувствительных (сенситивных) периодов, сформулированной позже Бейтсоном ( Bateson , 1979; Cairns et al , 1985). Концепция чувствительного периода подразумевает оценку рисков. Частично реакции индивидуума варьируют в зависимости от генотипа, частично – в зависимости от взаимодействия генотипа со средой, но что критически важно, так это время воздействия средовых факторов. Если особь своевременно не подвергалась действию стимулов, на которые ей придется реагировать в соответствующие периоды, то у нее могут возникнуть отклонения в поведении, когда этот период наступит. Например, если собака никогда не видела людей, то она может их бояться и никогда в своей жизни к ним не подойдет. Если же собака с самого раннего детства контактировала с людьми – это еще не гарантия, что у нее не возникнет трудностей – но ей проще будет научиться соответствующим образом реагировать на человека.
Указанные сроки чувствительных периодов социализации вовсе не являются основанием для того, чтобы откладывать время соответствующих воздействий. Владельцы собак не должны ждать срока от 5-7 до 12 недель, чтобы начать знакомить собак с людьми. Указанные временные рамки подразумевают только, что до этого возраста поведение и нервная система собак еще не сфокусированы на людях, но нет никакой причины, чтобы не знакомить их с людьми в новых ситуациях с возможно более раннего времени. Первоначально внимание щенков сосредоточено на других собаках, и это вполне логично. Но вслед за этим собаки расширяют свой кругозор, включая сюда в первую очередь людей, а затем новые ситуации и объекты. Если собак лишить нормальных контактов в эти периоды, существует риск развития неадекватных или аномальных форм поведения. Чем раньше собаки начнут получать информацию об окружающей среде, в которой им придется жить (не испытывая чувства страха), тем лучше. Если они долгое время лишены всяких внешних стимулов, то позже, встретившись с ними, могут реагировать неадекватно ( Scott , 1963: Stanley et al ., 1970). К сожалению, это не значит, что если все сделано «правильно», то поведение собаки в дальнейшем будет совершенным. Некоторые собаки, как и люди, обладают относительно слабой врожденной способностью справляться с возникающими трудностями. Насколько это объя сняется генетической предрасположенностью, неизвестно.
Умеренный стресс в первые дни жизни полезен, но чрезмерный стресс ведет к увеличению выделения адренокортикотропного гормона (АКТГ). Его избыточная секреция коррелирует со снижением способности к обучению. Другие исследования показывают, что щенки, содержавшиеся в изоляции в возрасте от 3 дней до 20 недель, независимо от того, как удовлетворялись их нужды, всю жизнь ведут себя очень беспокойно ( Agrawal et al ., 1967) и плохо поддаются обучению ( Melzack , 1968; Melzack , Scott , 1957; Thompson , Heron , 1954). При более детальном исследовании раннего развития собак ( Freedman et al , 1961) несколько групп щенков начинали брать в руки в возрасте 2, 3, 5, 7 и 9 недель; контрольную группу не приучали к рукам до возраста 14 недель. Собаки, которых брали на руки между 5 и 7 неделями, оказались наиболее контактными в общении с человеком; контрольные животные были пугливы и никогда не формировали близкой привязанности к человеку ( Fuller , Clark , 1966; Scott , 1970). Аналогичные последствия возникали и у приматов, которые, как мы уже упоминали, имеют сходные социальные системы ( Harlow , Harlow , 1965; Suomi et al .,1981). Роль АКТГ в регуляции этих процессов остается неизвестной.
Щенки, росшие с 2,5 до 13 недель только с котятами, не признавали собак за животных своего вида и предпочитали общество кошек ( Fox , 1969 b , 1971 c ). Это не связано ни с особенностями ухода за щенком, ни с его пищевым поведением, судя по тому, что при автоматизированном выкармливании из соски щенки нормально привязывались к человеку, если имели с ним контакт в соответствующий период ( Brodbeck , 1954). И слегка перекормленные, и слегка недокормленные щенки характеризовались усилением реакций привязанности ( Stanley , Elliot , 1962). Это может объясняться тем, что и перекорм, и недокорм животных укрепляет социальную иерархию, а также характерную для детского возраста (неотеническую) форму поведения – попрошайничество. Влияют ли эти особенности пищевого поведения в раннем возрасте на формирование проблемного поведения типа тревоги разлуки, пока не известно. Чередование наказания и поощрения приводит к наиболее быстрому установлению контакта с хендлерами («социализации») у щенков, отделенных от сверстников ( Scott , Fuller , 1965). Предполагается, что это соответствует реальным формам поведения в пометах, где проявления игровой агрессииполностью исчезают в возрасте 16 недель.
Роль раннего опыта для развития нормального социального поведения подтверждается данными по другим видам. Например, если птенцы смеющейся чайки ( Larus atricilla ) слышали голос взрослой птицы еще до того, как вылупились, то после появления на свет реагировали на него увеличением активности и усиленной вокализацией. Птенцы, лишенные этого опыта, проявляли более низкую активность и слабую вокализацию собаки, когда слышали голос матери ( Impekoven , 1976). Реакцию птенцов Gallus (семейство фазановых) на материнское подзывание к пище изучали Рассок и Хейл ( Russock , Hale , 1979). Интенсивность реакций на такие призывы снижалась с возрастом, если птенцы не слышали их в ранний период жизни, однако только одного короткого воздействия голоса курочки в этот чувствительный период было достаточно для последующего поддержания реактивности выводка, т.е. даже столь слабая стимуляция оказалась эффективной. Взрослые мыши, в детстве имевшие соответствующий опыт, приближались к магнитофону, издававшему звуки тревоги мышат, но те мыши, которые не имели такого раннего опыта, не реагировали на источник звуков ( Ehret , Koch , 1989).
Эти эксперименты показывают, что ранние стимуляция и опыт могут в дальнейшем влиять на формы поведения взрослого животного, включая и материнское. Хотя на этот счет и нет убедительных доказательств, многие авторы считают, что собаки, плохо ухаживающие за своим потомством, сами в раннем детстве были лишены контакта с матерью. Заводчикам следует забыть про осторожность и как можно больше стимулировать щенков, создавая им обогащенную среду обитания. Однако нужно подчеркнуть, что такая стимуляция не должна вызывать у собаки длительного или сильного дистресса.
«Социализация» молодых собак важна для становления всех форм их поведения ( Markwell , Thorne , 1987); но воздействие на щенков должно быть щадящим. Фокс и Бекофф установили ( Fox , Bekoff , 1975), что так называемое социальное «чувство» наиболее интенсивно развивается в возрасте между 4 и 10 неделями. Щенки в это время приближаются к любому стимулу; но в возрасте около 6 недель начинают пугаться новых животных и становятся очень разборчивыми в своих контактах. Стимулы, влияющие на общественное «чувство», могут быть связаны с пищей ( Ross , 1951; Ross , Ross , 1949 a , b ). Агрессивное поведение(определяемое здесь как лай собаки, рычание и укусы) у щенков проявляется только при посягательствах на их пищу или какой-нибудь предмет (игрушки для собакили кости) с учетом иерархических отношений в помете ( James , 1949; Scott , Fuller , 1965). Эти формы поведения становятся заметными в возрасте 5 недель или раньше.